- Декарт Рене
- родоначальник новой философии.
Потомок знатной туринской фамилии, Д. родился в 1596 г., учился в иезуитской коллегии, получив в ней отвращение к преподававшимся схоластическим наукам и твердую веру в Бога. Несмотря на свою любовь к уединению и внутреннему размышлению, Д. пришлось первое время своей самостоятельной жизни служить на военной службе и участвовать в походах и сражениях, где ему все-таки удавалось иногда заниматься физикой, математикой и филос. размышлениями. Удалившись наконец от жизни этой в 1625 г., он поселился сперва в Париже, а потом в Голландии, где все время путешествовал и скрывался, как от врагов, так и от друзей, желая жить отшельником в мире. Опубликованная им часть своего сочинения "Мир" вызвала против него вражду некоторой части духовенства, под влиянием которой он принял предложение шведской королевы Христины и переселился в Стокгольм, где и умер через несколько месяцев после переезда в 1650 г., не выдержав сурового климата и новых условий жизни. Д. считал необходимым внести в разработку философии математический метод, т. е. положить в основание своей системы очевидную, всеми признанную истину и из нее выводить все дальнейшее. Признав для отыскания истины право и даже обязанность человека усомниться во всем и подвергнув пересмотру и сомнению все то, чему наш ум склонен приписывать значение знания, Д. нашел одно только достоверное данное это факт несомненного существования самого сомневающегося субъекта: cogito ergo sum я мыслю, следов., существую. Исходя из этого единственно достоверного факта собственного самосознания, Д. путем логических рассуждений приходит к признанию бытия Бога, как Существа всесовершенного, идея о Котором не могла быть получена человеком из опыта, так как в причине не может быть меньше, чем в следствии и сам по себе человек не может представить существо совершеннее себя, а является врожденной и соответствующей реальному бытию Бога. Кроме Бога, существуют еще 2 созданные субстанции: душа и материя. Сущность духа, души мышление, а сущность материи протяженность. Взгляд на внешний мир у Д. чисто механический: все известные ему явления он объясняет исключительно при помощи движения. Все движения организма чисто механические и животные не что иное, как машины. Источник ошибок и заблуждений человека лежит не в разуме, а в воле, которая безгранична и утверждает суждения разума. Анализ идеи и доказательства бытия Бога, произведенный Д., является ценным вкладом в философию. Д. впервые ясно поставил основную задачу теории познания, но установленным им дуализмом двух субстанций: духа и материи, мышления и протяженности, без объяснения их взаимодействия, проблема познания не была разрешена. Последователи Д. называются "картезианцами", а его философия "картезианской", от лат. имени Д. В области точных наук Д. принадлежит ряд ценных открытий и установлений, как закон инерции, преломления и отражения света, сложение движения, изобретение аналитической геометрии и введение более простых обозначений в алгебру.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.